04Авг2008

История свадебного платьяСмотрю на фото, что стоит на столе… Я и Он в тот самый день. На нем безупречный костюм, рубашка, яркий галстук. На мне платьице из тонкого трикотажа длиною чуть ниже колена, подол подогнут вовнутрь, придавая бесконечную нежность наряду. Завышенная талия украшена кружевом, расшитым пайетками и бисером. Глубокий V-образный вырез и открытые руки. В волосы, образуя белый венок, вставлены живые цветы. А на ногах тончайшие чулки цвета «Шампань» и туфли на высоком каблуке, украшенные стразами и камнями…

Вспоминая сейчас подготовку к свадьбе - невольно улыбаюсь. Сколько разных мыслей тогда крутилось в голове, сколько всего неоправданно пугало или радовало. И, конечно, нервы, хотя старалась всеми силами это скрыть.

Платье было решено шить на заказ по индивидуальному эскизу. С подругой (начинающей художницей и подающей неплохие надежды) перерыли кипу глянцевых журналов (наверное, скопившихся за последние лет пять), набросали на бумагу силуэт… Детали уже обговаривали с профессиональной швеей. А после много примерок и работы. И вот оно готово, мое свадебное платье.

Когда-то даже самого понятия «свадебное платье» не существовало. Просто потому, что не было конкретных нарядов для церемонии бракосочетания, которая, конечно же, под тем или иным видом существует со времен появления человека на этой планете.

В большинстве источников указывается, что родиной европейского свадебного наряда была Древняя Греция, где девушки надевали пеплос. Но это не совсем корректное утверждение. Пеплос – это вид одежды (как брючный костюм или платье), который использовался повсеместно и всеми. У Гомера слово «пеплос» обозначает собой длинную, достигавшую земли одежду, надевавшуюся прямо на тело и оставляя один бок и руки открытыми. Ткань пеплоса была цветная: шафрановый, ярко-красный или смешанные цвета; нередко пеплос украшался вышивками. Обязательной принадлежностью пеплоса был пояс. Пожалуй, что могло выделять невесту из толпы, так это либо лавровый венок (символ целомудрия), либо покрывало цвета солнца на ее голове.

Тоже можно отметить и про Древний Египет. Где среди невест был популярен калазирис. Калазирис – это женская простой формы одежда, сшитая из двух прямоугольных полотнищ с одной-двумя широкими лямками, напоминающая собой рубашку. Данный наряд использовался не только в целях бракосочетания. Обычный костюм женщины украшали амулетами, браслетами и бусами. Позднее, видоизменившись, калазирис встречается и в мужском гардеробе.

Кроме этого, бессмысленно искать корни того или иного свадебного одеяния без учета религии и территориального расположения страны. Так в разных конфессиях были свои обряды бракосочетания, свои законы и, безусловно, свои взгляды на то, каким должен быть наряд жениха и невесты. Также это касается свадебных нарядов и в различных странах. Дабы не вдаваться в анализ истории того или иного народа, достаточно будет привести парочку примеров.

Явными визуальными отличиями в свадебном платье невест в разных странах является его цвет. К примеру, ирландские невесты шли под венец только в зеленом наряде и чепце с зелеными лентами, ибо в стране самым счастливым считался именно этот цвет. Восточные красавицы не надевают наряд белого цвета, так он признается у них траурным. В Индии и Китае костюмы всегда выдержаны в желто-золотистой или красной гамме. В Японии надевают голубые, синие и темно-синие кимоно. На Руси свадебный сарафан невесты переливался всеми оттенками красного.

Для Европы свадебная церемония давно уже стала событием не столько религиозным, сколько светским, где бы она ни проходила, в церкви или на пляже. И, пожалуй, чтобы представлять себе, как появилось современное свадебное платье, стоит назвать некоторых исторических персонажей в хронологии его становления.

Начиная с XVI века. 18 августа 1572 года Маргарита де Валуа вышла замуж за Генриха де Бурбона. Считается, что королева Марго первая в Европе осмелилась пойти под венец в белом платье. Хотя если вспомнить, чем закончились свадебные гуляния, можно предположить, что ей стоило надеть платье алого цвета. В кровавую Варфоломеевскую ночь и Маргарите де Валуа, и ее новоиспеченному супругу чудом удалось спастись.
Вскоре все невесты, которым предстоял первый брак, оделись в белое. При втором браке женщина уже не имела права выбирать для наряда этот цвет. Эта мода продержалась около двух столетий. А после платья невест вновь запестрели разноцветьем.

Второй королевской особой, которой мы обязаны повторным появлением белого свадебного платья, стала королева Виктория. 10 февраля 1840 года она вышла замуж за герцога Альберта Саксен-Кобург-Готского. За процессом пошива своего свадебного платья Молодая монархиня следила сама. Проигнорировав традиционное тяжелое парчовое свадебное платье, украшенное драгоценными камнями и наполовину закрытое бархатной, отделанной горностаем накидкой, Королева заказала восхитительное белое атласное платье, украшенное веточками флер-д’оранжа (цветки апельсина), и отделанное кружевом. А чтобы изготовить кружево для ее платья и вуали потребовалось более ста кружевниц, которые в свою очередь трудились шесть месяцев.
Стоило ожидать, что в выборе платья невесты станут подражать Ее Величеству. Викторианское платье, которое включает в себя обтягивающий корсаж, широкую юбку и шлейф, поныне считается классическим и очень популярным.
Кстати, традиция надевать свадебное платье только один раз в жизни тоже пришло во времена правления королевы Виктории. Так в средневековье дамы могли демонстрировать роскошный наряд, навещая своих многочисленных родственников.
Кроме того, белый цвет в XIX веке своего рода олицетворял роскошь и богатство, а отнюдь не невинность и чистую любовь. Так как надеть белого цвета платье не каждая девушка могла себе позволить – очень уж он маркий.

Однако, Первая мировая война внесла свои коррективы в женский образ. На смену утонченности пришла воодушевленность. Корсеты забыты, волосы обстрижены. После, не давая долго себя ждать, известная Коко Шанель показала первое короткое свадебное платье. Оно было чуть ниже колена, белое с оборкой, гофрировкой и очень красивыми украшениями.

Чтобы сменилась мода достаточно уже десятилетия. Так в 40-х годах платье невесты становится строгим с четкими линиями, а в 50-х вновь возвращается романтический стиль. И тогда-то законодателем свадебной моды объявлен Кристиан Диор. Его приталенное платье с пышной юбкой до колен произвело фурор. В 70-х появляется стиль хиппи с характерными для него потертыми джинсами и вышитыми кофточками. В 80-х популярен стиль ретро, на смену которому приходит спортивный.

В последние десятилетия женщины почувствовали себя свободными в выборе самого главного наряда в своей жизни. Они уже придерживаются не столько традиций или каких-то конкретных веяний моды, сколько своего вкуса и собственных желаний. В настоящее время можно подобрать наряд для невесты с любым характером, положением в обществе, ее материальным состоянием и религиозными взглядами.
А мода, казалось бы, только поощряет это.



Related posts

One Response to “Хроники свадебного платья”

  1. dimerina
    сентября 9, 2008 at 8:26

    Спасибо, за статью, очень интересно, а люблю изучать разные культуры, но в таком аспекте еще не смотрела.

Leave a reply

Это не спам.

Женский журнал,
для настоящих леди.
Целый мир c многообразием красок, чувств, мыслей и отношений к жизни откроется вам здесь. Множество статей, обсуждений и тем слабого пола: Отношений между мужчинами и женщинами, Красоте и Здоровье, Работе и Карьере, Обзоры современных трендов, тенденций и модных течений, Рецепты блюд кухни народов мира.

реклама: